Реализм и постреализм. Аналитическая статья о положении реализма в искусстве в наше время
- Подробности
- Категория: Исследования
- Автор: Залесский Алексей Михайлович
Современная литература представляет собой переплетение различных форм, стилей, течений и направлений. Тут и традиционный реализм критический, господствовавший в русском искусстве большую часть девятнадцатого века, и так называемый социалистический реализм, господствовавший в нем в период советской власти, и, наконец, если можно так выразиться, нео критический реализм, утвердившийся в современной русской литературе после перестройки.
И все остальные течения, самые разнообразные, включающие изображение «потока сознания» или внутреннего монолога, сюрреализм, основанный на невероятных образах, возникающих в сновидениях, галлюцинациях, при психических заболеваниях, а также в результате воздействия некоторых наркотиков. Сюда следует отнести изображение самых обыденных вещей и событий в мельчайших подробностях, как бы рассматриваемых через увеличительное стекло, что мы видим, например, у Пруста, Джойса или у представителей французского «нового романа», иначе называемого «алитературой», таких, как Мишель Бютор. Сюда можно добавить еще фантастику (не научную, ибо научную фантастику вряд ли можно отнести к художественной литературе), речь от лица животных, как у Кафки, — всего не перечислишь. Назвать все эти течения авангардизмом или модернизмом, как было принято раньше, в настоящее время уже не представляется возможным, хотя бы потому, что произведениям Пруста, Джойса и Кафки уже около ста лет. Да еще и потому, что уже появился постмодернизм. Поэтому я выбрал слово «постреализм» для объединения всех этих новых, или, скорее, относительно новых литературных течений. Хотя, может быть, кто-то и раньше меня употреблял этот термин. Как известно, Ортега-и-Гассет считал, что реализм не вечен, что его возраст не превышает двухсот лет и что искусство не может стоять на месте. Еще он говорил, что если в реализме жизнь показывалась через героев произведений и через отношения между ними, то в новом искусстве на первый план выступает сам автор и его мировосприятие.
Однако прежде чем говорить о постреализме и его праве на существование, следовало бы разобраться, что представляет из себя сам реализм, хотя на первый взгляд кажется, что это и так всем известно. Кажется, еще со времен Аристотеля искусство, особенно литература, считалось подражанием жизни. Иными словами, реалистическое искусство изображает подобие жизни. До недавнего времени критерием положительной оценки литературного произведения было изображение автором своих героев, как живых людей. Но, оставаясь в рамках реализма, каждый из выдающихся писателей отличался своеобразием, неповторимостью, «непохожестью» на других. Это и не удивительно: ведь каждый автор накладывает на своих героев, а также на изображаемые им отношения между этими героями и на происходящие вокруг события отпечаток своего мировосприятия, своей индивидуальности — своей души. Поэтому прозу Гоголя никогда не спутаешь с прозой его современника Пушкина, прозу Толстого — с прозой Достоевского, прозу Тургенева — с прозой Лескова и т. д.
Когда же мы переходим к постреализму, то обнаруживаем, что различия между писателями увеличиваются во много раз. Джойс, например, более непохож на Кафку, чем Толстой — на Достоевского. Это объясняется резко возросшей индивидуализацией отдельных авторов. Они отдаляются друг от друга подобно ветвям дерева, расходящимся в разные стороны. Ортега-и-Гассет говорит, что писатели, отказавшиеся от реализма, больше заняты изображением своего внутреннего мира, чем внешней жизни. Можно сказать, что и в живописи художники постепенно все более отступают от изображения внешнего мира. Это можно отчасти объяснить возникновением художественной фотографии, отдельные снимки которой не уступают картинам Шишкина, Левитана и других выдающихся пейзажистов. Можно ли объяснить отказ от реализма возникновением кино и телевидения, я не берусь судить, но ясно одно: кино легче воспринимается зрителем (т. е. требует меньшего напряжения душевных сил), чем книга читателем.
Сказанное выше не означает, что реалистическая литература отжила свой век и больше не воспринимается современниками. Реалистическая литература по-прежнему находит и будет находить своих читателей. В дальнейшем возможно появление талантливых и даже, может быть, гениальных реалистических произведений. Речь идет о том, что реализм не должен больше считать себя господствующим течением в литературе. Другими словами, он должен немного потесниться и дать место другим. Когда-то китайский вождь Мао Цзедун сказал: «Пусть распускаются сто цветов». Не знаю, к чему он относил этот афоризм, но, во всяком случае, к литературе его слова подходят как нельзя лучше.
Сейчас 45 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
