1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
 
FacebookTwitterVkontakteLivejournal

Типопло для ленивого автора (О вдохновении)

И.Ребров - Художник и муза«Если автор уверяет, что творил в порыве вдохновения, он лжет, – пишет Умберто Эко в Заметках на полях «Имени Розы». - Когда писатель (и вообще художник) говорит, что, работая, не думал о правилах, это означает только, что он не знал, что знает правила. Ребенок отлично говорит на родном языке, но не мог бы описать его грамматику».

Итак, что же такое вдохновение? Подобно ли оно ветру, утренней заре, чистому роднику, первой любви? Это действительно волшебство? Или это миф, вымысел, который не имеет никакого отношения к реальности?

Испокон веков вдохновение приравнивается к Акту Творения. Понятно, что оно возвышает творческого человека над толпой. Писателю нравится думать, что он контактирует с Высшим Разумом. А простые смертные подпевают ему, окружают мистическим ореолом.

Считается, что писатель – тот, кто испытывает вдохновение. Тот, кто слышит божественные глаголы(1). Его душа – это парящий орел, в то время как души «ничтожных» людей – решки. А между тем монета одна! Вдохновение могут испытывать все – и слоны, и рабочие, и крестьяне - во всяком деле, во всяком труде. Но они не говорят о нем, они наделены гораздо меньшим воображением. Умей они красиво изъясняться, к ним бы тоже приходила Муза и они бы летали на Пегасе.

Всё началось, когда Зевс разразил громом память Мнемозины. На Парнасе появилось девять источников вдохновения, пять из которых – Эра, Эвта, Таля, Каля и Меля – стали покровительницами литературы. Потом ещё крылатый конь Пегас выдолбил дополнительный источник для поэтов. Пей – сколько влезет, пиши – не хочу! Вроде бы так просто, так удобно...

Тогда почему же писатели жалуются на отсутствие вдохновения? Почему постоянно ждут свою музу? И почему её надолго не хватает?

«Да, есть на свете муз, - говорит Стивен Кинг(2), - но он не будет бабочкой влетать в вашу комнату и посыпать вашу машинку или компьютер волшебным порошком творчества. Он живет в земле – в подвалах. Вам придется к нему спуститься, а когда доберетесь – обставить ему там квартиру, чтобы ему было где жить. То есть вы будете делать всю черную работу, а этот муз будет сидеть, курить сигары, рассматривать коллекцию призов за боулинг и вас в упор не видеть».

- Эй, где же ты? – зовет автор муза или музу, вместо того чтобы работать. - Гимно! Нейло! Типопло!(3) Хоть кто-нибудь… Явись, подари идею и поцелуй, заряди вдохновеньем…

Нет, снова никого, снова у них критические дни…

И по-прежнему ни одной строчки…

«Вдохновение приходит только во время работы», - говорит Габриэль Гарсиа Маркес.

- А как же волшебство? – говорит автор. – Я так не могу. Мне надо, чтобы «граахнуло» в душе, чтобы сердце «запылкало» огнем. Раньше у меня был заряд, желание свернуть горы, выкорчевать дерево Тумтум(4). Куда всё делось? Неужели пересох источник?

А разве этому состоянию не предшествует активный творческий поиск или подсознательное решение задачи? Когда это решение приходит – вербально или абстрактно, то есть в виде Пегаса и Типопло – писатель очерняет лист своим текстом. Наш писатель мало похож на маньяков-беллетристов, которые вытаскивают изо рта километровые ленты. И почти не похож на задумчивых поэтов с картин. Вдохновение – хорошее подспорье для работы, но оно быстро исчерпывается. Оно не лавинообразно и не бесконечно. Оно подобно песочным часам, которые нужно будет рано или поздно перевернуть.

Дали и ГалаПисатели-стайеры меньше полагаются на вдохновение, чем спринтеры. Когда бежишь марафонскую дистанцию, вдохновения хватает на первые двести метров. А впереди ещё сорок два километра прозы. Это вам не порхание в парнасских кущах. Прохлада звонких струй – лишь за финишной чертой.

Когда строишь что-то большее, чем четверостишие, нужно соблюдать правила. Иначе творение рассыплется, как карточный домик. Мы должны знать литературные законы и владеть основными инструментами. Ведь даже ребенку в песочнице нужна лопатка. Если не хотим получить поток сознания, мы откроем глаза и возьмем мастерок в свои руки. И так - кирпич за кирпичом, сценка за сценкой, шлепнули, размазали цемент сюжета…

Разве нас не вдохновляет промежуточный результат?

Внутренний поиск – напряженная работа. Он порождает вдохновение. Не стоит лениться, ждать с моря погоды. Нужно быть готовым к внешнему толчку. Когда мы уже запрограммированы на решение задачи, Типопло останется лишь поднести спичку в виде Лауры, Галы или Лили Брик(5), удивительного путешествия или произведения искусства.  

Все зависит от нас. Если мы по-настоящему настроимся на работу, то обязательно почувствуем всплеск вдохновения. И в этом нет никакого волшебства.

_____________

1.А.С.Пушкин «Поэт».

2.Имена муз согласно Эпихарму и надписям на вазах.

3.С. Кинг «Как писать книги».

4.Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».

5.Лаура – муза Петрарки, Гала – Дали, Лиля Брик – Маяковского.

Комментарии   

 
0 #14 Григорий Неделько 22.07.2013 17:31
Цитирую Лысенко:
Цитирую Григорий Неделько:
Я несун, и ты несун. :))

Несушки, в сущности, сущие пущества...



Несушки, в сущности, пустые существа.
:))
Цитировать
 
 
0 #13 Лысенко 22.07.2013 16:36
"Писатели-стайе ры меньше полагаются на вдохновение, чем спринтеры. Когда бежишь марафонскую дистанцию, вдохновения хватает на первые двести метров. А впереди ещё сорок два километра прозы. Это вам не порхание в парнасских кущах. Прохлада звонких струй – лишь за финишной чертой".
Цитировать
 
 
0 #12 Лысенко 22.07.2013 16:33
Цитирую Григорий Неделько:
Я несун, и ты несун. :))

Несушки, в сущности, сущие пущества...
Цитировать
 
 
0 #11 Григорий Неделько 21.07.2013 23:32
Я несун, и ты несун. :))
Цитировать
 
 
0 #10 Лысенко 21.07.2013 20:17
Цитирую Григорий Неделько:
Серёж, думал, какими словами выразить свой ответ, а потом ты написал: "Вдохновение у меня - это нормальное рабочее состояние)". Вот, оно и есть тоже. :)

Правильно! Будем нести эту истину в массы:)
Цитировать
 
 
0 #9 Григорий Неделько 21.07.2013 19:36
Серёж, думал, какими словами выразить свой ответ, а потом ты написал: "Вдохновение у меня - это нормальное рабочее состояние)". Вот, оно и есть тоже. :)
Цитировать
 
 
0 #8 Лысенко 21.07.2013 00:17
Цитирую Нами:
Написано ярко, выразительно, иронично. Но вот про вдохновение хотелось бы больше. Как вдохновлялись великие? Паланик, Стейнбек, Павич, к примеру.Как вдохновляетесь Вы,Сергей, весьма любопытно? :) И каким может быть внешний толчок?

Так в том-то и дело, что роль вдохновения переоценена. Великие больше работают над собой, чем ждут толчки. Я тоже не особо полагаюсь(не потому что велик или мал). У меня так, как я написал - фоновое решение поставленной задачи и нахождение решения после интересной поездки, фильма, книги. Вдохновение у меня - это нормальное рабочее состояние)
Цитировать
 
 
0 #7 Нами 20.07.2013 23:36
Написано ярко, выразительно, иронично. Но вот про вдохновение хотелось бы больше. Как вдохновлялись великие? Паланик, Стейнбек, Павич, к примеру.Как вдохновляетесь Вы,Сергей, весьма любопытно? :) И каким может быть внешний толчок?
Цитировать
 
 
0 #6 Лысенко 20.07.2013 21:32
Цитирую Лысенко:
[quote name="Григорий Неделько"]
Или небритый толстяк с перегаром)) у кого как))
но не одинок - бесспорно. Ты, похоже, вполне без музы обходишься. Не может же у тебя быть целый отряд типопло?

То есть так много пишешь, что там либо отряд, либо вообще не музы, а что-то помощнее)
Цитировать
 
 
0 #5 Лысенко 20.07.2013 21:29
Цитирую Григорий Неделько:
Цитата:
Если мы по-настоящему настроимся на работу, то обязательно почувствуем всплеск вдохновения.


Вот! Вот оно! Ну наконец-то! Я не одинок! :)

Так что всё верно, Серёж. За Музой надо ухаживать: дама всё ж таки (ёптель (с), сорри :) ).
Или небритый толстяк с перегаром)) у кого как))
но не одинок - бесспорно. Ты, похоже, вполне без музы обходишься. Не может же у тебя быть целый отряд типопло?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас 246 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Лампа и дымоход