1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
 
FacebookTwitterVkontakteLivejournal

Пролетая над гнездом Элджернона (О сверхидее)

Пролетая над гнездом кукушки«Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом(1)». Вот так бывший студент Раскольников отделяет идею от сверхидеи.

Идея: убить старуху-процентщицу и забрать её деньги. Сверхидея: больше не нуждаясь в деньгах, посвятить себя служению всему человечеству. В первом случае – задача-минимум, во втором – максимум. Понятно, что без сверхидеи получился бы плоский детективный триллер. Однако Достоевский – это «три-дэ». Перед Раскольниковым ставится сверхзадача. Он должен решить нравственную дилемму. Убить или не убить? Допустима ли смерть одного «плохого» человека ради общего блага? Можно ли переступить через мораль?

Сверхидея должна отвечать на эти вопросы. А также не главный вопрос – «зачем?» Одни писатели отвечают открытым текстом, в форме назидания, другие – более тонко, ненавязчиво. Они скрывают сверхидею частично или полностью. Они знают, что читатель отождествит себя с главным героем и сам найдет ответы.

Если все пойдет как надо, читатель, начав со дна, вынырнет на поверхность и поднимется в горы. Выше и выше – до самой кульминации. Там, наверху, он поймет глубинный смысл. А может, даже переживет катарсис - в зависимости от пути, пройденного вместе с главным героем, от способа подачи сверхидеи. Писатель не будет вдаваться в нравоучения. Они не подействуют, пока читатель не прочувствует всё на собственной шкуре.

Не нужно разжевывать «сверхидею». Если она понята, это лишнее. А если нет, то уже не поможет никакой сыр. Наш Элджернон(2) никогда не найдет выхода из лабиринта. Пациенты психбольницы так и не побывают на рыбалке, а Вождь Швабра(3) не поднимет пульт.

Нет, мы лучше возьмем топор и вспомним два лучших произведения американской литературы, написанные почти однофамильцами – Кизи и Кизом.

«Над кукушкиным гнездом», Кен Кизи. Сюжет относится к группе «Распятие троянского коня на Голгофе», конкретнее – победа над чудовищем ценой самоубийства Спасителя. Идея проста: одноглазый король в стране слепых. Вполне хватит для комедии. Но сверхидея… Она делает хорошее произведение по-настоящему великим… Это возрождение. Освобождение человеческих душ. Спаситель-Макмерфи берет быка за рога, пытаясь поднять пульт управления Комбинатом. Конфликт нарастает, герои преображаются, становятся сильнее. И в самом конце перерожденному Вождю Швабре Бромдену все-таки удается победить систему:

«Я напряг ноги и почувствовал, как под махиной что-то хрустнуло. Снова натужился и услышал, как выдираются из пола провода и муфты. Вскинул пульт на колени и сумел обхватить одной рукой, а другой поддеть снизу. Металл холодил мне скулу и шею. Я встал к окну спиной, потом развернулся, на половине оборота выпустил пульт, и он по инерции с протяжным треском прорвал сетку и окно».

«Цветы для Элджернона», Дэниэл Киз. Сюжет - «Авария кареты золушки по пути на бал», из грязи в князи. Идея тривиальна. После операции умственно отсталый Чарли Гордон превращается в гения. Ну и что? В «Собачьем сердце» и то интереснее. Однако сверхидея подобна сверхсветовому двигателю - мы совершаем гиперскачок. Киз со всей скорбью подтверждает мудрость царя Соломона: умножающий знания умножает печаль. Становится настолько печально, что дальше уже невозможно – только назад. Регрессия (отупение главного героя) сюжетно оправдана. 

«До чего же это странное  ощущение, когда берешь книгу, которую с наслаждением читал всего лишь месяц назад, и обнаруживаешь, что совсем ее забыл. Я вспомнил, каким великим человеком казался мне Джон Мильтон, но, когда я сегодня попробовал почитать "Потерянный рай", я абсолютно ничего не понял. Я так рассвирепел, что швырнул книгу в другой конец комнаты».

ЭлджернонСверхидея всегда несет этические и/или эстетические ценности. Массовая литература часто поднимает вопросы морали. Она выполняет информационно-воспитательную функцию. Модернистская литература, наоборот, предназначена исключительно для эстетического удовольствия. Постмодернизм объединяет всё. Его сверхидеи, обыгрывая какие-то моральные принципы, образовывают новые – эстетически более ценные. Они меняют читателя, персонажа, а иногда и самого писателя. Учат и одновременно развлекают.

Нет единственно верного пути. У каждого писателя своя правда, свое мировоззрение, а значит, и сверхзадачи. Осознанные либо неосознанные, рациональные либо иррациональные, моральные либо аморальные - все они связаны с человеком или героем-нечеловеком, который ведет себя по-человечески. Все «сверхидеи» связаны с изменением, преображением, преобразованием. А это случается во время кульминации, высоко над землей - над гнездом Элджернона.

______

1. Ф.Достоевский «Преступление и наказание».

2. Элджернон – гениальный мышонок из романа «Цветы для Элджернона».

3. Вождь Швабра Бромден – главный герой романа «Над кукушкиным гнездом»

Комментарии   

 
0 #19 Elyse 10.07.2017 16:38
Hey, I think your website might be having browser compatibility issues.

When I look at your blog in Chrome, it looks fine but when opening in Internet Explorer, it has some overlapping.
I just wanted to give you a quick heads up! Other then that, amazing
blog!

Feel free to surf to my web site :: canadian pharmacy retin a: http://pharmacyinca.com/
Цитировать
 
 
0 #18 Лысенко 03.08.2013 23:50
Цитирую Нами:
Автор колонки так живо реагирует. Такая редкая возможность диалога в наше время :-)

Всегда готов! :lol:
Цитировать
 
 
0 #17 Нами 03.08.2013 23:13
Автор колонки так живо реагирует. Такая редкая возможность диалога в наше время :-)
Цитировать
 
 
0 #16 Григорий Неделько 30.07.2013 14:47
"Купленность" была в кавычках. :) ;)
Цитировать
 
 
0 #15 Сергей Лысенко 30.07.2013 14:44
Цитирую Григорий Неделько:
Меня не устраивает на конкурсах "купленность", если ты меня понимаешь.

Не купленность, а форматность. А ещё френдполитика.
Цитировать
 
 
0 #14 Григорий Неделько 30.07.2013 07:56
Меня не устраивает на конкурсах "купленность", если ты меня понимаешь.

Ага, Киркорова никто не любит, но многие слушают. :)))
Цитировать
 
 
0 #13 Лысенко 29.07.2013 23:06
Кстати, завра - статья о героях. "Жизнь и смерть Вильгельма Баскервильского ". Главный герой и 12 архетипов-апост олов. С каким героем идентифицируетс я автор? Как создать трехмерного героя? Автор - режиссер или наблюдатель?
Дожно быть интересно!)
Цитировать
 
 
0 #12 Лысенко 29.07.2013 23:04
Цитирую Григорий Неделько:
Постмодерничненько. .

Это из разряда: Никто не любит Киркорова))
Цитировать
 
 
0 #11 Лысенко 29.07.2013 23:01
Цитирую Григорий Неделько:
Постмодерничненько. :)))))))))))))))))))))))))))))))))
Кстати, мою пм-шку с очередного конкурса турнули. Вообще с ними завязываю, только 2 оставшихся закончатся.

Чем больше конкурсов, тем больше разочарований. Не всегда ведь побеждаешь.
Цитировать
 
 
0 #10 Григорий Неделько 29.07.2013 22:14
Постмодерничнен ько. :)))))))))))))))))))))))))))))))))
Кстати, мою пм-шку с очередного конкурса турнули. Вообще с ними завязываю, только 2 оставшихся закончатся.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас 219 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Лампа и дымоход