1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
 
FacebookTwitterVkontakteLivejournal

Жизнь и смерть Вильгельма Баскервильского (О героях)

Персонажи«И явилось во сне мне – двенадцать посланников, возвестить о пришествии Йиржи Геллера. – рассказывает Иржи Грошек(1). - И были те посланники – его персонажами. И мог он делать с ними – все, что хотел…»

Главный герой, его враг, друг и наставник, дева, мать и мачеха, король, ученый и генерал, предприниматель, поэт и критик. С этими архетипами мы и впрямь можем делать всё – казнить или миловать, слагать или вычитать. Арифметика проста. Дева и генерал дают в сумме Жанну д'Арк, злодей и ученый – Виктора Франкенштейна, герой и злодей – Евгения Онегина. А если прибавить к ним предпринимателя, получим Остапа Бендера.

Все авторы начинают одинаково: с сотворения собственного мира. Они ищут свет во тьме. Вылавливают идею из хаоса. Затем берутся за твердь – декорации, главных героев и архетипов на двенадцати стульях.

Сталкивают, противопоставляют их, создавая конфликт и сюжет.

Дальше - развилка. Одни авторы предоставляют своим персонажам полную свободу. Идут по пути наименьшего сопротивления. Подобно Богу, они следят за всем сверху, довольно ухмыляются в бороду и неустанно протоколируют броуновские передвижения. Другие, будто режиссеры-постановщики, бегают за героями с камерой, не давая даже покурить, сходить в уборную или лишний раз открыть рот.

Какая  дорога правильная? Очевидно, что первую выбирают авторы многотомных фэнтезийных саг, где главное - созданный мир, а герои все равно когда-нибудь куда-нибудь выйдут. Второй путь для тех, кто действительно хочет что-то сказать, донести свои идеи и сверхидеи. И желательно явить Годо поскорее, ведь, в отличие от Владимира и Эстрагона(2),  терпение их читателей ограничено.

Главный герой играет главную роль. Тут не поспоришь. Чем больше он похож на живого человека, тем лучше. Читатель не влезет в его шкуру, если мы не обеспечим трехмерность, если не дадим ему всё необходимое. Характер и внешность, образование и работу, историю и тайны. Мы должны знать героя до кончиков ногтей. Как наш Вильгельм Баскервильский связан с Шерлоком Холмсом? Какие травы он употребляет? Есть ли у него чувство юмора? И почему он не испытывает сострадания?

Конечно же, оживить такой персонаж непросто. Писателю придется перенестись в средневековье, побыть инквизитором и принять мировоззрение монаха-францисканца. Одного воображения мало, придется досконально изучить эпоху.

«Каждый раз, когда создаешь новый персонаж, сначала следует присмотреться к миру этого персонажа, присмотреться к деталям, которые делают его реальность единственно верной, - говорит Чак Паланик(3). - Подобно адвокату, отстаивающему в зале суда невиновность подзащитного, вы делаете все, чтобы читатель принял взгляд вашего персонажа на мир. Вы словно даете читателю возможность на какое-то время вырваться за пределы его собственного мира. Его собственной истории».

Читатель не поверит писателям без практики и опыта. Чтобы войти в образ воровки, актриса Вайнона Райдер крала украшения в магазине. Это не наш путь. Зачем нам крайности? Каждый, кто резал кур, свиней или топил котят, способен правдоподобно описать убийство. Кому приходилось драться в уличных условиях – может написать боевик. Даже мучение насекомых при богатой фантазии гиперболизируется в насилие над людьми.

Баскервильский - КоннериЧаще всего главный герой – это сам автор. Злодей – тот, кем он не желает быть, а наставник – тот, кем желает стать. Лучший друг – вспомогательное «я». На остальных персонажей этих «я» обычно не хватает. Поэтому автор берет типажи из реальной жизни. Формирует настоящую оппозицию, которая способствует раскрытию образа главного героя. Если злодей из их числа – получаем внешний конфликт, нет - внутренний.

«С каким из твоих героев ты идентифицируешься?» Господи боже мой, да с каким идентифицируется любой автор? – шутит Умберто Эко(4). - С наречиями, разумеется».

Увидеть Годо и умереть… Протагонист должен отыграть так, что под ним ещё долго не будет расти трава. Антагонист – проиграть только в серии послематчевых пенальти. Все второстепенные герои – оставить заметные следы на поле. Если читатель путает Розенкранца с Гильденстерном(5), придется убрать одного из них.

В хорошем произведении читатель должен родиться вместе с главным героем – будь то Бендер-Задунайский или Вильгельм Баскервильский - прожить его жизнь до последней страницы и, если на то воля автора, умереть с ним в один день - от моровой язвы(6) или от бритвы Кисы Воробьянинова.

 

_______

1. И.Грошек, «Реставрация обеда».

2. Герои пьесы С.Беккета, «В ожидании Годо».

3. Ч.Паланик, «Фантастичнее вымысла».

4. У.Эко «Заметки на полях Имени Розы».

5. Герои пьес У.Шекспира «Гамлет» и Т.Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

6. Герой «Имени Розы» В.Баскервильский умирает в эпилоге от моровой язвы.

Комментарии   

 
0 #34 Лысенко 13.09.2013 18:27
Цитирую Эрик:
Цитата:
первую выбирают авторы многотомных фэнтезийных саг, где главное - созданный мир, а герои все равно когда-нибудь куда-нибудь выйдут.

Видимо, поэтому лично мне не интересны все эти саги-шмаги. Во-первых, мне интересен наш мир, лучше пока никому не удалось создать. :)
Во-вторых, в литературе хочется найти умные, необычные, полезные чем-то мысли, найти ответы на многие насущные вопросы. Книга слишком дорогая вещь, чтобы превращать её в бездумную бродилку по ярким и необычным мирам. Сегодня это даже глупо с практической стороны, хочешь развлечений, главным образом, визуальных, иди в кино, лучше 3Д. :lol:
Согласен. Такие книги даже писать неинтересно. Ведь нет никаких ограничений. Это футбол с участием Хоттабыча:)
Если очень хочется средневековья, можно писать исторические романы (но только не альтернативные, которые столь популярны сейчас).
Цитировать
 
 
0 #33 Эрик 12.09.2013 08:32
Цитата:
первую выбирают авторы многотомных фэнтезийных саг, где главное - созданный мир, а герои все равно когда-нибудь куда-нибудь выйдут.
Видимо, поэтому лично мне не интересны все эти саги-шмаги. Во-первых, мне интересен наш мир, лучше пока никому не удалось создать. :)
Во-вторых, в литературе хочется найти умные, необычные, полезные чем-то мысли, найти ответы на многие насущные вопросы. Книга слишком дорогая вещь, чтобы превращать её в бездумную бродилку по ярким и необычным мирам. Сегодня это даже глупо с практической стороны, хочешь развлечений, главным образом, визуальных, иди в кино, лучше 3Д. :lol:
Цитировать
 
 
0 #32 Лысенко 02.08.2013 19:32
Цитирую Николай Варнава:
Там у этой парочки слева немного свободного места - туда Буратино как раз бы поместился. Вот уж у кого изъянов было, но какой герой (это первый комментарий к завтрашней статье)

Там и справа свободное место, но оно заслонено плащом Дарта Вейдера. Думаю, Буратино там:)))
Он очень правильный герой, согласен.
Цитировать
 
 
0 #31 Николай Варнава 02.08.2013 16:59
Там у этой парочки слева немного свободного места - туда Буратино как раз бы поместился. Вот уж у кого изъянов было, но какой герой (это первый комментарий к завтрашней статье)
Цитировать
 
 
0 #30 Лысенко 02.08.2013 15:49
Напоминаю. Завтра – продолжение статьи о героях. "Хороший плохой персонаж, или Ата Проекта Разгром" (Об изъяне). Зачем главному герою изъян? Альтер-эго - враг или союзник? Как отличить просвещение от ослепления? И как перейти от внутреннего конфликта к внешнему?
Цитировать
 
 
0 #29 Лысенко 02.08.2013 15:47
Цитирую Пик Апачи:
Цитирую Лысенко:
Писатель должен знать все о герое. И при необходимости привести доказательства.


Тут тоже возможны исключения. Автор может открывать своих героев в процессе, позволяя им развиваться самостоятельно и до самого конца не зная, какими они станут в финале. Примеры подобного развития персонажей приводятся в статье о методе Гарольда Пинтера, которую я упоминал ранее. В таком случае автор перестает быть всеведущим божеством и становится намного ближе читателю. Хотя, должен заметить, такой метод развития героев требует от автора отличной интуиции и необыкновенной сдержанности в желаниях контролировать процесс. А это, мне кажется, уже высший пилотаж.

Методы Гарольда Пинтера очень отличаются от стандартных. Он вообще не пишет, а "читает" свои произведения:)
Цитировать
 
 
0 #28 Пик Апачи 31.07.2013 21:09
Цитирую Лысенко:
Писатель должен знать все о герое. И при необходимости привести доказательства.


Тут тоже возможны исключения. Автор может открывать своих героев в процессе, позволяя им развиваться самостоятельно и до самого конца не зная, какими они станут в финале. Примеры подобного развития персонажей приводятся в статье о методе Гарольда Пинтера, которую я упоминал ранее. В таком случае автор перестает быть всеведущим божеством и становится намного ближе читателю. Хотя, должен заметить, такой метод развития героев требует от автора отличной интуиции и необыкновенной сдержанности в желаниях контролировать процесс. А это, мне кажется, уже высший пилотаж.
Цитировать
 
 
0 #27 Григорий Неделько 31.07.2013 16:01
Цитирую Лысенко:
нужно стремиться! :))


Писательский манифест! :))
Цитировать
 
 
0 #26 Лысенко 31.07.2013 13:32
Цитирую Григорий Неделько:
Серёж, так и я с тобой согласен на 100500, но многие авторы в погоне за лаконичностью теряют жизненно необходимое для текста, а всё о герое, как о любом СОЗДАНИИ, знать невозможно. Ну а стремится можно и нужно, это да. Опять-таки надо уметь сказать не слишком много, но достаточно.

Да, нужно стремиться! :))
Цитировать
 
 
0 #25 Григорий Неделько 31.07.2013 11:39
Серёж, так и я с тобой согласен на 100500, но многие авторы в погоне за лаконичностью теряют жизненно необходимое для текста, а всё о герое, как о любом СОЗДАНИИ, знать невозможно. Ну а стремится можно и нужно, это да. Опять-таки надо уметь сказать не слишком много, но достаточно.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас 230 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Лампа и дымоход