1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
 
FacebookTwitterVkontakteLivejournal

Хороший плохой персонаж, или Ата Проекта Разгром (Об изъяне)

Бойцовский клуб«В моих книгах всегда понятно, что нет абсолютного добра и зла, - говорит Чак Паланик(1). - Добродетель и грех существуют в каждом. К концу каждой книги мои герои понимают, что они одновременно и преступник и жертва».

Нагляднее всего это показано в «Бойцовском клубе». Джек и Тайлер(2), яппи и анархист, планктон и нектон, кажутся полными противоположностями. Подобно Джекилу и Хайду(3) или Брюсу и Халку(4), они представляют собой две личины одной сущности. Однако черта, которая их разделяет – очень условна. Никто не является абсолютным средоточием добра или зла. Тайлер – ангел и демон Джека, его погибель, но и его спасение.

Проект Разгром. Свобода через разрушение. Ледниковый период в культуре… Действительно - иногда без зла не добьешься добра. Только нужно соблюдать правильную дозировку. Вовремя остановиться, чтобы не уничтожить себя и окружающий мир. Удержаться на грани, за которой лишь хаос и тьма.

Тут, на грани, трудно отличить просвещение от ослепления. Тайлер ещё не похож на богиню обмана и заблуждения Ату. Не похож на болезнь, гамартию(5), изъян Джека. Пока в нем есть как хорошее, так и плохое. Как и у самого Джека.

«Уверен, что прокатчики на афишах прибавят букву «И», - говорит режиссер Иосиф Хейфиц(6). – «Плохой и хороший» — как будто речь идет о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идет об одном. Мы обойдемся без соединительного «И»».

Герои как числа. Простых можно разделить только на самих себя и на единицу, а непростых – на простых. Джек вполне делится на Тайлера, а Тайлер – на Джека. Или даже - на Хайда с Халком. В остатке может быть как добро, так и зло.

Подобным образом можно собрать воедино нескольких персонажей. Разные герои часто воспринимаются как одно целое. Таковы вождь Швабра и его альтер-эго Макмёрфи(7), таковы Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Противоположности всегда вызывают короткое замыкание. Сами по себе, без особой борьбы. Искра порождает пламя конфликта, а это уже основа сюжета. Непростые персонажи - со своими изъянами и достоинствами – пружинясь, отталкиваясь друг от друга, приводят механизм в действие.

Тайлер необходим Джеку, так же как и Макмёрфи – Бромдену. Частные конфликты внутри каждого персонажа, в свою очередь, ускоряют двигатель сюжета. Внешние антагонисты - профессор Джеймс Мориарти или старшая сестра мисс Гнусен(7) - прибавляют лошадиных сил в геометрической прогрессии.

И вот уже страсти зашкаливают, драматизм бьет ключом. Как раз то, что нужно читателю.

Доктор ХаусИзъян превращает серую мышь в белую ворону. Нудный и неинтересный персонаж становится эдаким доктором Хаусом(8). Хромой, наркозависимый, зато гениальный. Сварливый, зато остроумный. Поразительный контраст между достоинствами и недостатками. Герой вызывает сочувствие и сопереживание, ведь он почти настоящий, почти такой же, как мы.

Недостатки персонажа нужно компенсировать его достоинствами, а если они минимальны, то каким-то макгаффином(9). У каждого хоббита Фродо должно быть свое Кольцо Всевластья. Иначе команда темных сил выиграет с разгромным счетом. А мы получим одноногую собачку, которая не вызывает ничего, кроме жалости и бесконечной грусти. 

Уязвимость Снегурочки, ограниченность Ивана-дурака, уродство заколдованного принца. Эти изъяны усложняют задачу, они кажутся непреодолимыми препятствиями. Возникает серьезный конфликт. Чтобы не проиграть, герою приходится измениться. И чем существенней эти изменения, тем разительней эффект.

После кульминации герой становится другим. Вождь Швабра - обретает силу и свободу, а Иванушка - находит гениальное решение. Сложнее всего Джеку, но и он меняется, устраняя собственный изъян выстрелом в голову.

Круг замыкается. Мы понимаем роль Аты в Проекте Разгром. Она создает конфликт и доводит его до кульминационной точки. Множественные «я» нашего Тайлера-Джека делятся по пути, поднимая важные вопросы. Ответы будут зависеть от морали читателя. А также от того, с какой личностью непростого персонажа он себя отождествляет.

Подведем итог: в хорошем произведении должен быть герой с изъяном.

Без изъяна невозможен конфликт, а значит, и развитие сюжета.

Если у героя нет проблем, тогда с ним нечего делать в финале.

Если нет завязки и развития, то не нужна кульминация и развязка.

А если нет сюжета, то не получится хорошего произведения.

 

________

1. Из интервью «Известиям».

2. Герои романа Ч.Паланика «Бойцовский клуб» (Рассказчик и Тайлер) и одноименного фильма Д.Финчера (Джек и Тайлер).

3. Р.Стивенсон, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

4. Комикс С.Ли и Д.Кирби, «Невероятный Халк».

5. Гамартия – трагический изъян характера главного героя либо его роковая ошибка.

6. Режиссер фильма «Плохой хороший человек» И.Хейфиц, «Страницы из кинотетрадей» в журнале «Сеанс».

7. К.Кизи «Над кукушкиным гнездом»

8. Сериал «Доктор Хаус».

9. Макгаффин – вещь, которой хотят обладать все герои произведения.

Комментарии   

 
0 #36 Лысенко 09.08.2013 11:50
Цитирую Мих. Лезинский:
Понимаю , что это не рассказ , но я тоже не рассказы пишу , а документальные штучки . Пишите всё , что сложится в эту минуту вашей молодой жизни . Успехов , коллега!

У вас свой авторский жанр. Мне напомнило Петра Вайля)
и вам удачи, Михаил!
Цитировать
 
 
0 #35 Мих. Лезинский 08.08.2013 22:47
Понимаю , что это не рассказ , но я тоже не рассказы пишу , а документальные штучки . Пишите всё , что сложится в эту минуту вашей молодой жизни . Успехов , коллега!
Цитировать
 
 
0 #34 Лысенко 08.08.2013 18:25
Цитирую Николай Варнава:
Цитирую Лысенко:
[quote name="Николай Варнава"]
Почему бы вам с Гришей не провести гидравлику?) Я бы с удовольствием поучаствовал.

Сергей, спасибо за высокую честь. Видимо, нет. Мне кажется, Григорий Андреевич и без меня спаравится. Участвовать, конечно, приду. Конкурс - один из конкурсов, которые действительно доставляют.

Всего хорошего(на конкурсе), и спасибо за рыбу! )))
Цитировать
 
 
0 #33 Лысенко 08.08.2013 18:23
Цитирую Мих. Лезинский:
Конечно , это не тот стиль , которым я писал и пишу всю жизнь , и мне не особо ваш рассказ по сердцу , но я вижу его достоинства и принимаю умом .

Спасибо, Михаил. Только это не рассказ. Я пытаюсь донести свои мысли о героях художественного произведения и об изъянах, которые влияют на конфликт. А какой стиль вы бы хотели? Менее эспрессивный?
Цитировать
 
 
0 #32 Николай Варнава 08.08.2013 18:12
Цитирую Лысенко:
[quote name="Николай Варнава"]
Почему бы вам с Гришей не провести гидравлику?) Я бы с удовольствием поучаствовал.

Сергей, спасибо за высокую честь. Видимо, нет. Мне кажется, Григорий Андреевич и без меня спаравится. Участвовать, конечно, приду. Конкурс - один из конкурсов, которые действительно доставляют.
Цитировать
 
 
0 #31 Мих. Лезинский 08.08.2013 16:57
Это не тот язык , которым я писал и пишу сейчас , не принимая рассказ сердцем , умом чувствую что это тоже не хилая литература .
Цитировать
 
 
0 #30 Мих. Лезинский 08.08.2013 16:53
Конечно , это не тот стиль , которым я писал и пишу всю жизнь , и мне не особо ваш рассказ по сердцу , но я вижу его достоинства и принимаю умом .
Цитировать
 
 
0 #29 Лысенко 07.08.2013 15:41
Цитирую М. Эллиотт:
Ну, ты более поэтично выражаешься:) Поэтому уж кому, а тебе стоит подать стихи на Долночь:)))
Спасибо.. :)подумаю ещё...

Да, семь раз подумай, один раз подай:))
Цитировать
 
 
0 #28 М. Эллиотт 07.08.2013 08:53
Ну, ты более поэтично выражаешься:) Поэтому уж кому, а тебе стоит подать стихи на Долночь:)))
Спасибо.. :)подумаю ещё...
Цитировать
 
 
0 #27 Григорий Неделько 06.08.2013 22:42
Цитирую Лысенко:
Гриша, можешь взять в полном комплекте. Даже скопировать правила. А можешь свои написать. Если хочешь - можешь сослаться на Ложу, можешь и от своего имени проводить. Короче, флаг в руки)


Спасиб и здесь! Буду оповестить. :) ;)
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас 243 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Лампа и дымоход