1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
 
FacebookTwitterVkontakteLivejournal

Прогрессия Бендера-Макмёрфи, или Коффи для читателя (О развитии действия)

Остап Бендер«Это похоже на секс, - говорит о развитии действия Роберт Макки(1). - Специалисты в искусстве любовных утех контролируют темп занятий любовью. Они начинают с того, что доводят друг друга до состояния приятного возбуждения, заканчивающегося кульминацией. <…> Умелый рассказчик точно так же занимается любовью с нами. Он знает, что мы способны на огромную отдачу... если он подведет нас к этому».

Итак, завязка осталась позади. Стартовый выстрел грянул, куры закружили по городу Чанчжоэ(2). Анна Геймз побежала от своего мужа(3). Эдди Спинола побежал зарабатывать свой первый миллион(4). А Чингиз-Хаим – расследовать убийства в лесу Гайст(5), заваленном картинами Джоконды Марьи Ивановны Однощекиной(6).

Им есть где разбежаться. Впереди бескрайнее поле (по литературным законам, конечно же, минное). Это основная часть произведения, место для действия и развития – до самой кульминации на горизонте.

В этом поле придется поработать автору - разграничить, разделить на эпизоды, сцены или акты. Вспахать, удобрить, засеять семенами. Чем дальше от края, от завязки, тем гуще, тем непроходимее для героев.

Противоречия обеспечивают движение. Конфликт толкает в спину. Лавируя между добром и злом, обходя все препятствия, действующие лица решают проблемы, а значит, развиваются сами и развивают действие.

Напряжение в начале будет практически неощутимым, на середине уже двести двадцать вольт, а в финале – все триста пятнадцать.

Как умелые любовники, мы должны постепенно повышать это напряжение, дозировать накал страстей. Правильно распределять силы, чтобы не выплеснуться раньше времени. Или - не затянуть, не утомить читателя. Если заканчивать кульминацией каждую сцену, мы не добьемся необходимого эффекта в финале. Другими словами - нужен пик, а не горная гряда.

Действие развивается ступенчато. Чингиз-Хаим, Анна и Эдди должны подниматься по лестнице, а не бежать по прямой, перепрыгивая метровые барьеры. Героев не нужно бить током в конце каждой сцены. Пусть посидят на ступеньках, съедят пряник, а читатель тем временем отдохнет. Можно даже переключить канал – на что-то попроще. Или сделать лирическое отступление.

Но чем ближе кульминация, тем реже и короче такие привалы. Мы нагнетаем напряжение в арифметической прогрессии - каждая сценка насыщеннее предыдущей. Локальные задачи могут решаться в отдельных эпизодах, но глобальная цель – только во время кульминации.

Прогрессии, которые используются при развитии действия, можно разделить на три группы:

- Прогрессия Гордона(7)-Спинолы, внутренняя. Умственно отсталый уборщик становится гениальным после операции, а писатель-неудачник – после чудо-таблеток. Внутреннее развитие столь стремительное, что происходит конфликт с внешним миром. Герои меняются сами, меняют окружающую действительность. Но всё же основная борьба происходит внутри, а не снаружи.

- Прогрессия Бендера-Макмерфи(8), внешняя. Великий комбинатор и не менее великий манипулятор. Они практически не меняются сами, зато изменяют действительность и окружающих - Кису Воробьянинова и Шуру Балаганова, Билли Биббита и Вождя Швабру(9) (естественно, в прогрессии Гордона-Спинолы). Конфликт внешний. Развитие не личности, а тактики и стратегии.

- Прогрессия Коффи(10)-Баскервильского(11), постмодернистская. Развитие архетипов и символов. Библейский прообраз приговоренного к смерти Джона Коффи. Вильгельм Баскервильский, Собака Баскервилей и Шерлок Холмс. Действие развивается за счет укрепления этих связей. За счет аллегорий, реминисценций и модернизации старых конфликтов.

СтупениПрогрессии можно и даже нужно комбинировать. В романе «Над кукушкиным гнездом» Кен Кизи использует все три – борьба за свободу Макмерфи, перерождение вождя Швабры и  библейские аллюзии. То же самое мы видим в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

Развитие действия достигается путем постоянного усложнения и ускорения. Нашим героям не позавидуешь. Однако обратной дороги нет. Мы не должны возвращаться вниз по спирали – к меньшим виткам действия. Можно отдохнуть, сесть на пенек и съесть пирожок. Но потом снова вперед – в самый эпицентр конфликта.

В конце концов герой окажется между молотом и наковальней, между фригидной нимфоманкой Жизнью и евнухом-убийцей Смертью(12). Ему придется задействовать все внутренние резервы. Наш Чингиз-Хаим прыгнет выше головы, но найдет единственно правильное решение, которое ему ещё не приходило в голову. Он увидит брешь в обороне противника, изъян, слабое место – и воспользуется своим шансом.

 

__________

1. Р.Макки, «История на миллион долларов».

2. Д.Липскеров, «40 лет Чанчжоэ»

3. Ж.-К.Гранже, «Империя волков».

4. А.Глинн, «Области тьмы».

5. Р. Гари, «Пляска Чингиз-Хаима».

6. М.И. Однощекина – дама с картины, рассказ А.Чехова «Марья Ивановна».

7. Ч.Гордон – герой романа Д.Киза «Цветы для Элджернона».

8. Р.Макмёрфи – герой романа К.Кизи «Над кукушкиным гнездом».

9. Б.Биббит и вождь Швабра - герои романа К.Кизи «Над кукушкиным гнездом».

10. Д.Коффи – герой романа С.Кинга «Зеленая миля».

11. В.Баскервильский – герой романа У.Эко «Имя Розы»

12 Лили и Флориан – роман Р. Гари, «Пляска Чингиз-Хаима».

Комментарии   

 
0 #7 Лысенко 14.08.2013 00:55
Цитирую Нами:
типы прогрессий- точно и умно) Вы сами придумали?

Спасибо!
да, я все сам придумываю, как настоящий постмодернист ;)
Цитировать
 
 
0 #6 Лысенко 14.08.2013 00:53
Цитирую Нами:
нравится тем, что это конкретная и полезная статья,вот только не пропустить бы тот момент, когда включится кульминация, чтобы рассказ не получился фригидным как нимфоманка Жизнь? :-)

Рад, что нравится и полезно. Если автор правильный, то он никогда не пропустит, ради кульминации же всё затевалось, то есть ради читательского катарсиса во время кульминации.
Цитировать
 
 
+1 #5 Нами 13.08.2013 23:45
типы прогрессий- точно и умно) Вы сами придумали?
Цитировать
 
 
+1 #4 Нами 13.08.2013 23:44
нравится тем, что это конкретная и полезная статья,вот только не пропустить бы тот момент, когда включится кульминация, чтобы рассказ не получился фригидным как нимфоманка Жизнь? :-)
Цитировать
 
 
+1 #3 Лысенко 11.08.2013 10:30
Цитирую Николай Варнава:
Где же эти таблетки, в какой аптеке... Но статья обнадеживает. Картинка, как всегда, на уровне.

В первой чанчжойской - имени Лили Флориан)
спасибо, Николай)
Цитировать
 
 
+1 #2 Николай Варнава 11.08.2013 09:30
Где же эти таблетки, в какой аптеке... Но статья обнадеживает. Картинка, как всегда, на уровне.
Цитировать
 
 
+1 #1 Лысенко 10.08.2013 11:44
Во вторник - следующая статья. Заметки на полях имени Милдред (О кульминации).
Кульминация шиворот-навывор от. Переворот в системе ценностей, катарсис в античном и фрейдистском смысле. Актуальность правил Аристотеля и способы достижения правильной кульминации. Не пропустите!.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас 192 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Лампа и дымоход