1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
 
FacebookTwitterVkontakteLivejournal

Заметки на полях имени Милдред (О кульминации)

Исхиапод и Ко«Любой человек может придумать счастливый конец, - говорит Роберт Макки(1), — нужно просто дать персонажам все, к чему они стремятся. Или пессимистический — достаточно всех убить. Настоящий художник дарит нам ту эмоцию, которую обещал... но делает это с помощью внезапного озарения, которое он приберегал до наступления поворотного момента кульминации».

Такой писатель сможет удивить читателя. Во время кульминации он разрешит основной конфликт, элегантно вывернув его наизнанку. Белое станет черным, слабак - сильным, трус – храбрым, зло обернется добром, а неудачнику наконец-то улыбнется удача. Или наоборот. Вместо того чтобы распутывать гордиев узел, писатель рубанет мечом. Герой неожиданно походит троянским конем, а у непобедимого противника вдруг обнаружится ахиллесова пята.

Переворот в системе ценностей героя подействует на читателя. Независимо от заряда, положительного или отрицательного, читатели испытают катарсис, одни в античном смысле, другие - во фрейдистском. И никаких дополнительных разъяснений. Это дурной тон.

В точке кульминации писатель распрямляет вопросительные знаки сюжета, превращая их в восклицательные. На все вопросы внезапно находятся ответы. В своей «Поэтике» Аристотель говорил, что перипетия должна быть неожиданной, но при этом правдоподобной и неизбежной.

Вернемся к нашим баранам. Как мы помним, конфликт возник из-за того, что Комбинат разлучил Исхиапода и Типопло. Возможно, Типопло действительно сумасшедшая. Но для Исхиапода она была самой лучшей, была его музой. Он ни за что не оставит её в беде.

Он бросается выручать Типопло – на одной ноге, опираясь на «седовласый» револьвер.

Он прыгает от сценки к сценке, всё выше, всё быстрее. Решает все квесты, преодолевает все преграды. И вот он достигает девяносто девятого уровня развития. Кульминация происходит у стен Комбината. Между Исхиаподом и Типопло только мисс Гнусен(2) – страж системы восемьдесят пятого уровня.

«Сюжет - это бросок шайбы, рука на эфесе, палец на спусковом крючке, - говорит Джеймс Фрэй(3), - кульминация - пуля между глаз».

Исхиапод стреляет ниже – в сердце старшей сестры. Побеждает подозрительно легко. Никакого противостояния, никакого экшена и спецэффектов…

Дело за малым – остановить операцию. Если Типопло не успели сделать лоботомию - счастливый конец и финальный поцелуй. В противном случае – трагедия и слезы.

Какой вариант понравится читателю? Правильно – никакой. Мы провалили кульминацию, не довели читателя до катарсиса. У нас получилось черт знает что, плохой боевик - без решающей битвы с «боссом».

А смысл? Стоило ли огород городить ради такой концовки? Идти пешком на восьмой этаж, чтобы оттуда подняться лифтом на девятый? Нет, это не наш метод.

Мы ведь добиваемся эффекта обманутого ожидания. Мы ускоряемся и замедляемся (отступления), возвращаемся в прошлое (флешбеки) и приоткрываем завесу будущего (флешфорварды). Благодаря этим приемам читатель знает чуть больше, чем главный герой. Он может строить догадки, пока писатель развивает действие.

Кульминация должна обмануть читателя. Она должна быть выразительной, эмоциональной и концептуальной.

Экспрессивность достигается за счет увеличения смысловой насыщенности и скорости повествования. Эмоциональность – словами с ярко выраженной окраской. Концептуальность – контрастом между начальными и кульминационными концептами.

Так вытащим же туз из рукава. Дополним кульминацию заметками на полях бортового журнала, оставленными мисс Гнусен.

Исхиапод случайно натыкается на них, когда ищет ключи от Комбината. Он читает и понимает, что проиграл.

Это переломный момент. В зависимости от степени и глубины иронии, мы получим трагическую, комическую или трагикомическую кульминацию.

НаоборотИтак, Исхиапод узнаёт, что он – творение Комбината, сын мисс Гнусен, то ли Чингиз, то ли Хаим. А Типопло – плод его больного воображения, какая-то Марья Ивановна с картины Антона Павловича Чехова.

Всё переворачивается с ног на голову. Читатель, конечно же, не ожидал ничего подобного. Но разве такой фортель неправдоподобен? Разве он не ставит всё на свои места, не делает вещи очевидными?

Могло ли быть иначе?

После такой драматической кульминации напряжение идет на спад. Развязка окончательно исчерпывает конфликт. Исхиапод-Чингиз-Хаим наконец видит свою «однощекую» музу.

«Дама в роскошно убранной гостиной была написана масляными красками на холсте и висела над диваном, - пишет Чехов(4). - Теперь можете возмущаться сколько вам угодно».

Нет, теперь уже никто не будет возмущаться. Мы всё сделали правильно - по-аристотелевски.

 

_________

1. Р.Макки, «История на миллион долларов».

2. Мисс Гнусен (Милдред Рэтчед) – олицетворение системы в романе К.Кизи «Над кукушкиным гнездом».

3. Д.Фрэй, «Как написать гениальный роман».

4. А.Чехов, «Марья Ивановна».

Комментарии   

 
0 #9 Conrad 16.05.2017 02:12
Stunning quest there. What occurred after? Take care!

Feel free to surf to my blog post ... severe foot - http://tyraskilling.jimdo.com: http://tyraskilling.jimdo.com/,
Цитировать
 
 
0 #8 Лысенко 16.08.2013 21:06
Развязка уже завтра - "Убийство в поезде Киев-Ужгород". Естественная или ложная развязка? Открытая или закрытая? Худшие и лучшие развязки мировой литературы. Будет интересно!
Цитировать
 
 
0 #7 Лысенко 16.08.2013 21:03
В точке кульминации писатель распрямляет вопросительные знаки сюжета, превращая их в восклицательные . На все вопросы внезапно находятся ответы. В своей «Поэтике» Аристотель говорил, что перипетия должна быть неожиданной, но при этом правдоподобной и неизбежной.
Цитировать
 
 
0 #6 Лысенко 14.08.2013 21:12
Цитирую Николай Варнава:
Cлучается, что автор переворачивает нечто, что уже стоит вверх ногами. И, наоборот, реальные события напоминают плохой детектив.

Всякое бывает. Если то, что изначально стояло вверх ногами - глобально устойчиво, то эффект должен быть.
Реальные события часто рутинны и тягомотны, тем разительней эффект даже в случае простого перевертыша.
Цитировать
 
 
+1 #5 Николай Варнава 14.08.2013 19:21
Cлучается, что автор переворачивает нечто, что уже стоит вверх ногами. И, наоборот, реальные события напоминают плохой детектив.
Цитировать
 
 
0 #4 Лысенко 14.08.2013 01:09
Самая плохая кульминация - это ее отсутствие :-)
Цитировать
 
 
0 #3 Лысенко 14.08.2013 01:03
Цитирую Нами:
Что ж,Сергей, здесь можно сказать? действительно очень хорошо подана структура построения кульминации, приёмы и методы,с помощью которых этого можно достичь, с конкретными примерами.Только примеров хотелось бы больше, скажем не общий собирательный образ, а попробовать подойти с другой стороны, какой кульминация быть не может, самая плохая кульминация? а так Сергей,браво!

Спасибо. Примеры -плохие и хорошие - будут в следующей статье - о развязке. Развязка более осязаемая, ее - в отличие от кульминации, где сплошные эмоции и накал страстей - можно пощупать, можно классифиировать и ранжировать.
Цитировать
 
 
+1 #2 Нами 13.08.2013 23:35
Что ж,Сергей, здесь можно сказать? действительно очень хорошо подана структура построения кульминации, приёмы и методы,с помощью которых этого можно достичь, с конкретными примерами.Тольк о примеров хотелось бы больше, скажем не общий собирательный образ, а попробовать подойти с другой стороны, какой кульминация быть не может, самая плохая кульминация? а так Сергей,браво!
Цитировать
 
 
0 #1 Лысенко 13.08.2013 11:59
Развязка уже в субботу - "Убийство в поезде Киев-Ужгород". Естественная или ложная развязка? Открытая или закрытая? Худшие и лучшие развязки мировой литературы. Не пропустите!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас 226 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Лампа и дымоход